|
Название объекта | Преимущества работы с крупным подрядчиком | Дополнительное описание | Если проанализировать разные варианты неудачных ремонтов, то окажется, что в подавляющем большинстве случаев плохой результат был заложен еще до начала работ, во время предварительных консультаций. На этом этапе заказчик принимает принципиальные решения: формулирует уровень требований, выбирает исполнителя. Но зачастую требования слишком высоки, финансовые возможности заказчика им явно не соответствуют. Ясно, что первоначально намечавшийся результат или будет достигнут со значительным перерасходом средств и времени, или не будет достигнут совсем. Серьезная фирма в подобной ситуации должна предложить заказчику на выбор несколько, в том числе и менее дорогих, способов выполнения работы.
Вот маленький пример. В бетонной стене квартиры существует проем, который вы хотели бы расширить и превратить в арку. Эта работа с использованием алмазного инструмента и получением разрешения в районной Межведомственной комиссии будет стоить $ 500-1000 (в зависимости от размера проема). Предположим, сумма кажется вам чрезмерной. Тогда фирма предлагает сделать работу дешевле, но с большим шумом, используя перфоратор. А если не расширять проем, а поместить арку из дерева или гипсокартона в уже существующий, она обойдется всего в $ 100. Однако вы решили предпочесть другого исполнителя, который с легкостью обещает расширить проем и сделать арку за значительно меньшую сумму, не отягощая при этом клиента излишними технологическими подробностями и бюрократическими формальностями. Через некоторое время к вам приходит парочка крепких хлопцев с обычной кувалдой (вместо машинки HILTI с алмазным диском), и за день-два проем готов. Вы очень довольны своей экономией, - кажется, результат достигнут. Но когда вслед за хлопцами приходит сосед с предложением посмотреть, что произошло с его квартирой, где недавно был сделан евроремонт, и выставляет счет на сумму, равную нескольким аркам, вы наконец-то понимаете народную мудрость, что на грош пятаков не купишь. И подобных примеров великое множество.
Прежде всего, работа фирмы должна быть максимально открытой как в технологии, так и в ценообразовании. Это условие нужно оговорить сразу, при самом первом контакте. Необходимо составление детального проекта и подробнейшей сметы ремонта. Расписать требуется все, от подготовительных работ до конечного результата и способа его достижения. Заказчик должен понимать, за что он платит. И это не банальное: "плиточные работы + плотницкие работы + малярные работы + ... = итоговая сумма", а детальный список всех работ, подготовительных операций и тех критериев качества, при строгом соблюдении которых должен быть достигнут желаемый результат.
Для наглядности - такой пример. Черновая подготовка поверхности стен включает: зачистку, сбив выпуклостей, установку уровневых маячков, монтаж штукатурной сетки, наклейку серпянки, грунтование, наброску шпаклевки, протяжку правилом, сушку каждого слоя. Проверяется плоскостность, используется правильная линейка и уровень. Если отклонение от плоскости не более 2 мм - это хорошее качество. Такая работа стоит $ 6-12 за 1 кв. м площади стены. Полностью готовая "хорошая" стена после чистовой подготовки (еще 8 видов работ) и финишной отделки (включая покраску в 3-6 слоев) должна не иметь просветов и просачивания воды под приставленную к ней проверочную линейку и быть равномерно окрашенной. При таком качестве за готовую стену платят от $ 20 до $ 30 за 1 кв. м. Если отклонение от плоскости 5 мм, цена работы меньше примерно на треть и т. д. Вот приблизительно так, подробно и четко, нужно обговаривать все стадии ремонта. И без подобного рода документов его начинать нельзя. Заказчик и исполнитель должны одинаково отчетливо представлять себе, какой результат они хотят получить в итоге.
Прораб, и обязательно вместе с заказчиком. Конечно, контроль должен быть предметным и не опускаться до уровня мелочных придирок. Как показывает наш опыт, хорошие строители совсем не против контроля и даже сами выступают его инициаторами. Иногда на начальном этапе клиент включается в этот процесс довольно неохотно, но потом втягивается и воспринимает происходящее как должное. Появляется понимание, что и от его, заказчика, участия зависит конечный результат. Это снимает множество проблем и устанавливает необходимый уровень партнерства. Ведь цели сторон сходятся в главном: добиться максимального уровня качества. От ошибок никто не застрахован, а лишняя пара глаз не только не мешает, но и помогает делу.
Важен даже не уровень цен, который зависит в основном от запросов клиента, а принцип их формирования и способ оплаты. Сегодня широко распространена практика получения крупного аванса за еще даже не начатую работу. Его размер порой достигает 50%. Однако аванс если и не лишает фирму заинтересованности в качественном выполнении работ, то значительно ее ослабляет. Ведь деньги уже получены. Причем как раз подавляющая часть той суммы, которая предназначается фирме. Едва это произошло, клиент оказывается намертво привязанным к исполнителю. Разорвать такую связь, поверьте, очень непросто. Сначала заказчик сносит мелкие неудобства, потом, бывает, дело доходит и до бурного выяснения отношений. Но, как показывает практика, вернуть деньги удается крайне редко. Ведь какая-то работа все же ведется, пусть и не соответствующая первоначальному замыслу. И какой-то результат достигается, пусть с неимоверным трудом и стрессами.
Наш совет - всячески избегать подобных ситуаций и производить оплату частями, только за сделанное. Разбейте весь объем работ на этапы и после оценки качества выполненного платите. В крайнем случае допустим аванс в размере 20% от цены работ первого этапа. Например, ремонт и переоборудование санузла состоит из 9-10 этапов. Обычно первые 25% от общей суммы выплачиваются после завершения первых четырех:
1 - демонтажа некоторых стен, старых приборов, разводки и покрытий;
2 - выполнения гидроизоляции;
3 - проведения электромонтажных работ;
4 - укладки стяжки и выравнивания стен. Вторая четверть суммы выплачивается после:
5 - переоборудования стояков под новую схему;
6 - разводки и монтажа канализации. Еще 25% - после окончания:
7 - плиточных работ по облицовке стен и пола;
8 - монтажа потолка. И наконец, оставшаяся часть выплачивается после:
9 - установки приборов (раковин, смесителей и др.) и
10 - проверки их работоспособности. Контроль же должен осуществляться на каждом этапе. Если брак или ошибка будут вовремя замечены и вы задержите оплату до их устранения, конечный результат будет именно таким, каким планировался
Это нужно предусмотреть уже на стадии заключения договора. И обязательно оговорить контролируемые показатели качества. Обычно значительная их часть достаточно очевидна. Вернемся к примеру с санузлом. Смысл подготовки стен, а также плиточных работ и стяжки заключается в основном в соблюдении горизонтальности и вертикальности образованных плоскостей. Проверка может быть проведена с помощью уровня или отвеса. Простукиванием плитки выявляют пустоты. Герметичность гидроизоляции оценивают по убыванию налитой воды и т. д. Однако для того чтобы оценить, насколько технически грамотно выполнены электромонтажные работы или новая разводка отопительных и водопроводных труб, требуются специальные знания и/или приборы. Для профессионального контроля лучше всего пригласить независимого квалифицированного эксперта. Кстати, согласие фирмы на такой контроль означает ее уверенность в своей работе, что является весомым аргументом в пользу выбора именно этой фирмы. К сожалению, институт независимой экспертизы у нас развит очень слабо и большинство заказчиков о ней даже не подозревает.
Именно с целью восполнить этот пробел и был создан наш фонд. Поскольку он взаимодействует с определенным кругом строительных фирм, постепенно нарабатываются приемы и технологии качественной работы, которые быстро внедряются в жизнь, к удовольствию обеих сторон.
В принципе, фактическая зарплата работника не должна быть меньше 45-60% суммы, указанной в смете. Остальные деньги уходят на обучение, налоги, на дорогой инструмент, без которого, кстати, необходимого качества добиться невозможно, и т. д. Если заработная плата меньше, значит, фирма не использует высококвалифицированный труд. Например, цена укладки плитки в смете фирмы, как правило, составляет от $ 10 до $ 30 за 1 кв. м. Если же, зная об этом, сам плиточник получает не больше $ 3-6, то на его добросовестность и высокое качество работы рассчитывать не приходится. Тут уже никаким контролем дело не спасешь. И вспомним еще раз про большой аванс. Деньги, которые клиент по окончании ремонта не доплатит из-за некачественной работы, фактически, представляют собой недоданную часть зарплаты мастеров. А этим фирма может и пожертвовать - ведь свое она уже получила.
Если фирма не держит постоянного штата строителей и занимается, по существу, посредничеством (нанимает рабочих временно, по рекламным объявлениям), то квалифицированные мастера для нее особого интереса не представляют. Ведь всегда можно нанять новых рабочих, благо ближнее зарубежье готово поставлять их в любых количествах. И то, что спрос на дешевую рабочую силу не уменьшается, лишний раз подтверждает широкое распространение этой практики.
В большинстве случаев можно обойтись и без вопросов. Достаточно внимательно посмотреть на тех мастеров, которые начинают у вас работать. Настоящий профессионализм вырабатывается годами. Высококвалифицированный работник и держится, и выглядит соответственно, ведь зарабатывает он неплохо - от $ 300 до $ 600 в месяц. А если это не так, просите сменить бригаду или усиливайте контроль над качеством работ.
Как правило, годичной гарантии хватает для выявления всех недоделок. Что же касается неполадок, связанных с инженерными сетями, то в договоре можно попытаться учесть подобные случаи. Хотя всего, конечно, не предусмотришь. Это вопрос, скорее, добросовестности и профессионализма. В нашей практике взаимоотношений на основе партнерства подобных трудностей не возникает. Если выявится такой брак, он будет устранен и через год, и через два, и через три. Добросовестный исполнитель заинтересован в этом хотя бы потому, что стремится не повторить ошибки на других объектах. От ошибок, как известно, никто не застрахован. Главное - учиться на них.
Такое случается нечасто и кончается, как правило, не в пользу клиента. Судите сами: через фирму, которая присутствует на рынке пять или шесть лет, прошли уже сотни людей, сложился хороший уровень и стиль работы. Было бы наивно полагать, что клиент сможет, как говорится, обвести вокруг пальца проверенных временем профессионалов. Приличная фирма, убедившись в его намерениях еще на начальном этапе (а это, уверяю вас, совсем не трудно), просто уйдет. А клиент при такой манере поведения рискует оказаться один на один с более ловким субъектом, чем он сам.
Как показывает практика, принцип "не обманывайся и не обманывай других", которого мы придерживаемся, - если не самый выгодный, то самый надежный и верный. Когда им руководствуются обе стороны, тогда и достигается желанный для всех высокий результат. Достигается нелегким трудом, но при взаимном доверии и в спокойной обстановке, без скандалов и стрессов. |
|